Храм, гараж, кинотеатр

Об истории органа в храме Святых Апостолов Петра и Павла Великого Новгорода

Московский поезд прибыл на вокзал ранним утром, в начале седьмого. Было по-зимнему темно. К моему удивлению, автобусы уже ходили, и местные жители на остановке сообщили мне, как доехать по адресу улица Санкт-Петербургская, дом 12. Вскоре подъехал нужный автобус. На мой вопрос: «Где мне выходить? Мне нужен католический костёл», водитель сказал, что он и христианские храмы не все в городе знает (типичная ошибка простых обывателей считать христианами только православных).
– Это бывший кинотеатр «Родина»?
– Кажется, да.
– Тогда через одну.
Местные жители не знают, где находится костёл, зато знают, где бывший кинотеатр «Родина». И снова это название (см. недавнюю публикацию об органе Челябинска) – «Родину не выбирают» …
Вышла на указанной остановке, автобус уехал, на улице – не души. Пахнет снегом. Передо мной красивый, светлый стоял католический храм. Подумалось: «как благочестиво начинаю я свой день!» Позвонила в дверь. Мне открыл отец Алексей. Он уже ждал меня, несмотря на ранний час, и проводил на балкон, к органу.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде

Католичество в Великом Новгороде существует практически со времен крещения Руси. Уже в XI веке в Новгороде были латинские миссионеры, и «новгородские женщины носили своих детей на молитву без различия к православным и католическим священникам». Новгородцы противопоставляли язычество и христианство, а какого обряда было христианство – византийского или латинского – первоначально было неважно. И даже официальное разделение Церквей (в 1054 году) не создало большой разницы. В XII веке в Новгороде было две католические церкви – св. Петра (старосты храма святого Петра выбирались из немецких купцов и были послами Ганзейского союза) и св. Олафа. Католические священники – немцы и шведы – на время отъезда поручали ключи от своих храмов на хранение новгородскому епископу и наместнику Юрьева монастыря.

С середины XVI и вплоть до XIX века католических храмов в городе не было. После раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией к нашему государству были присоединены восточные земли Польши, и в России, в том числе и в губернском Новгороде, появилось огромнейшее число переселенцев. В 1838 году открывается часовня (каплица). Во второй половине XIX века число католиков еще больше увеличивается за счет множества ссыльных после подавления Польского восстания; в одной только Новгородской губернии их проживало около двух тысяч.

В 1874 году в Великом Новгороде был построен деревянный храм. К сожалению, вскоре он сгорел. Об этом упоминала газета «Волховский листок» (от 29 июня 1903 года), отмечая мужество католического священника отца Феликса Пиотровского: «Во время пожара в 1890 года он с явной опасностью для жизни бросился в пылающий деревянный костел за Святыми Дарами, откуда среди огня благополучно их вынес. Этот факт вызвал огромный поток пожертвований на постройку новой церкви. Благодаря этим средствам и неустанному труду местного пастыря, новгородские католики имеют великолепный каменный храм, служащий украшением Новгорода».

В Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург) хранится дело «О постройке каменной римско-католической церкви в гор. Новгороде». Из этого дела известно, что проект костёла был утвержден 31 мая 1891 года. Автор проекта в деле не назван. Можно предполагать, что проектировал его новгородский губернский архитектор Райнольд Казимирович Кржижановский, уроженец Белостока, католического вероисповедания. Костёл сразу стал одной из достопримечательностей Софийской стороны Новгорода. В изданном в 1910 году путеводителе В.П. Ласковского сообщается, что в костёле имеются хороший орган и интересная картина на религиозный сюжет – «Целование Иуды». Костёл попал в число памятников архитектуры, представляющих интерес для туристов. Изображение его сохранилось на дореволюционных открытках и фотографиях.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла на дореволюционной открытке

К началу ХХ века новгородский приход насчитывал 3500 человек. При нем существовали благотворительное общество, учрежденное в 1904 году, и приют на 25 детей, открытый в 1907 году. Католические священники преподавали религию в реальном училище, мужской гимназии Императора Александра I и Николаевской женской гимназии. Среди католиков было много представителей технической интеллигенции и военного сословия, внесших большой вклад в историю развития новгородского края.

После Октябрьской революции новгородский костёл постигла участь большинства храмов (православных, католических, лютеранских и других христианских конфессий). Численность католиков в Новгороде стала уменьшаться за счет отъезда поляков и литовцев на свою историческую родину. В начале 1920-х годов из храма были конфискованы все ценности, а окончательно он был закрыт в марте 1933 года. Была произведена опись имущества и передача его в государственные учреждения. Несколько портретов и картин были переданы в музей. Ковры, подсвечники, лиловая риза и многое другое – в столовую райкома партии, некоторые вещи – военным организациям. Здание храма с находящимся в нём органом было отдано Новгородскому отделению общества автомобилистов. Позднее в нём открылся кинотеатр «Родина». В списке имущества Римско-католического костела значатся алтари, подсвечники, чаши, картины, колокола, облачения (всего 121 наименование) и, среди прочего, – орган. Документ гласит:
«…Упомянутое имущество передается Госфонду за исключением №№ из описи 38 и 1, /Андро(?)/ п.4 картина отречения св. Петра, п.6 картина положения во гроб, п.7 Моление о чаше, п.8 картина св. Фомы, п.9 – св. Петра, п.10 – голова св. Павла, п.11 – св. Иосифа Богоприимца, п.13 – Св. Екатерина, п.14 – св. Викентия о Павле, п.31 – Тайная вечеря, п.26 картина в алтаре Св. семейства, которое передается музею, здание Костела и орган остается в ведении Новгорсовета».

Сведений о дальнейшей судьбе духового органа найти не удалось ни в книгах по католическим церквям, ни в списках органов Валькера и Зауэра. Костёл был польский, строился на деньги поляков, возможно, там находился инструмент работы польских или литовских мастеров? Об этом мы вряд ли сможем когда-нибудь узнать. Скорее всего, орган был разорён и уничтожен.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла (до реконструкции)

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1993 году в Новгороде был зарегистрирован католический приход, в 1994 году часть кинотеатра «Родина» была отдана приходу под организацию небольшой часовни. Борьба за возвращение всего здания шла до 1996 года, когда, наконец, здание храма целиком было передано Церкви. После ремонта, 16 июня 1996 года, храм был торжественно освящен архиепископом Тадеушем Кондрусевичем в сослужении епископа Полоцкого Сигизмунда, а также многочисленного духовенства. Это был первый католический храм на Северо-Западе России, освященный в постсоветское время.

В 2009 – 2010 годах была проведена масштабная реконструкция здания церкви и завершено восстановление колоколен храма.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Из воспоминаний одного из первых прихожан храма и старосты возрожденного прихода Ричарда Колосовского (опубликованы в в газете «Приходской вестник», №14 от 30 ноября 2003 года): «В Новгород я приехал из Старой Руссы в марте 1972 года. Знакомясь с городом, обратил внимание на внешний архитектурный вид кинотеатра «Родина». Не вызывало сомнения то, что это бывшее храмовое здание. Оставалось только выяснить, какой конфессии оно принадлежало. Однажды я решил поговорить с пожилой женщиной, контролером кинотеатра. «О да, – сказала эта женщина, – в этом здании до войны был католический костел, и моя мама часто приходила сюда на богослужения послушать орган». Далее читаем: «В это же время у меня появилось желание узнать, как много людей проживает в городе и области, принадлежащих к Католической Церкви. Из знакомых католиков был только один человек – Сварцевич Ришард Евгеньевич».

Ришард Сварцевич, поляк по происхождению, – потомственный органист, профессиональный пианист и художник – закончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано у В.В. Нильсена и по классу органа у Н.И. Оксентян. С 1980 года в течение 36 лет он жил и работал в Великом Новгороде, преподавал орган, специальное фортепиано и камерный ансамбль в Колледже искусств имени С.В. Рахманинова. С 1994 года являлся органистом костёла. У него на квартире останавливался отец Кшиштоф Пожарский, приезжавший проводить первые богослужения в возрождающейся общине. К слову сказать, энергия и вера этого священника во многом способствовала возвращению исторического здания католическому приходу. В настоящее время отец Кшиштоф является настоятелем прихода св. Станислава в районе Коломна Санкт-Петербурга и инициатором постоянных органных концертов в этом храме.

И.С. Бах Соната №5 для флейты и органа. Исполняют: М. Столярова (флейта) и Р. Сварцевич (орган)

Однако вернемся в Великий Новгород. Еще один весьма известный человек активно помогал возрождать новгородский приход св. Петра и Павла – это его Высокопреосвященство архиепископ Минский и Могилёвский Тадеуш Кондрусевич. Он помогал с оформлением документов, освящал сначала часовню – 12 февраля 1995 года, потом, в 1996 году – храм. Он же подарил Новгородскому приходу электроорган польской фирмы «TAT» и высказал пожелание, чтобы он использовался не только для богослужебных, но и для концертных целей. Инструмент был освящен в 1998 году.

Освящение органа 13 сентября 1998 года.
На органе играют Ришард Сварцевич (в черном костюме) и Тадеуш Кондрусевич (в облачении).
Стоят слева направо: настоятель храма о. Мирослав Даниельский, будущий настоятель Владимир Тимошенко, и о. Сергей Тимашов, тоже одно время занимавший должность настоятеля.

Небольшое лирическое отступление. В 2012 году, путешествуя с мужем по Беларуси, я оказалась в местечке Ивенец, где в это время проходила молодежная Парафиада (съезд католической молодёжи Минско-Могилевской архиепархии , в рамках которого проводятся соревнования в разных видах спорта и искусства – Прим. ред.). После торжественной мессы в костёле св. Архангела Михаила (известном как Белый костёл) и проповеди архиепископ Тадеуш Кондрусевич, как «добрый пастырь», уселся на козлы повозки, запряженной лошадьми, и катал всех желающих. В числе этих счастливцев оказалась и автор этих строк.

Ришард Евгеньевич Сварцевич занимал место церковного органиста в течение 22-х лет вплоть до своего отъезда в Польшу в 2015 году. Он стал основателем традиции проведения органных концертов в католических храмах северо-запада России. Ежемесячно, начиная с 1996 года, в костёле свв. Петра и Павла проходили концерты, в том числе и на большие праздники: Пасху, Рождество. К участию в них Р. Сварцевич приглашал солистов (вокалистов и инструменталистов), камерные составы, Филармонию. Концерты эти были очень любимы городской публикой. В настоящее время музыкант живет в Варшаве. Его органные и фортепианные концерты собирают полные залы.

Во время концерта в храме Святых Апостолов Петра и Павла (фотография из архива Р. Сварцевича)

В июне 2015 года должность настоятеля прихода занял священник Алексей Шахов. При нём концерты стали проводиться два раза в месяц, а с лета 2018 года, каждое воскресенье в 16.00. Организацией концертов всё это время занимается органистка из Санкт-Петербурга Елизавета Рулёва. Новгородская органистка Екатерина Васильева ведёт страницу ВКонтакте «Органные концерты в Великом Новгороде». Отец Алексей обеспечивает приём органистов. По большей части это – музыканты из Санкт-Петербурга.

Электроорган фирмы «TAT»

Электроорган установлен на балконе, напротив алтаря, традиционно для западных церквей. За декоративным проспектом расположены динамики. От прежних времен здесь так и остались невысокие и при этом широкие, ступени на которых в бытность здесь кинотеатра «Родина» амфитеатром располагались ряды стульев. Если будете там, внимательно смотрите под ноги – очень легко оступиться!

Электроорган фирмы «TAT», небольшой и скромный по возможностям обладает приятными тембрами. Он имеет 26 регистров, пять готовых комбинаций (под клавиатурой первого мануала, в середине расположены в ряд восемь белых кнопок: 1, 2, 3, 4, 5 и PR, HR, TA о которых мне сообщили, что их «лучше не трогать»), соответствующих звучностям pp, p, mf, f,  и ff.  Благодаря сохранившейся акустике костела, инструмент звучит хорошо и создает иллюзию звучания духового органа. Справа от клавиатуры надпись: «OMEGAN / DCS -325 / Digital Computing Sysem». Электроорган используется уже почти 25 лет. При этом он находится в хорошем состоянии. Отношение к нему бережное, по мере необходимости проводится ремонт. Во время моих двух концертов орган «вёл себя хорошо».

Хочу отметить как удачную и полезную традицию – небольшое вступительное слово перед началом концерта, с которым выступают сами исполнители, рассказывая слушателям о программе. Регулярные органные концерты – заслуга отца настоятеля, священника Алексея Шахова – пользуются интересом и любовью новгородцев и гостей города. При этом – прихожане церкви не посещают концерты.

Завершаю свой рассказ напутствием о. Алексея: «Всё, что ни делается, делается к вящей славе Господа! Ad majorem Dei Gloriam! Amen».

Диспозиция электрооргана фирмы «TAT» храма Святых Апостолов Петра и Павла Великого Новгорода:

Pedal
Subbass 16’
Prinzipal 8’
Gedackt 8’
Octave 4’
Posaune16’
Koppel I-Ped
Koppel II-Ped
Autobass
I manual
Bordun 16’
Prinzipal 8’
Rohrflote 8’
Octave 4’
Flote 4’
Octave 2’
Mixtur 4f
Kornett 5f
Trompete 8
Koppel II-I
Tremulant
II manual
Gedackt 8’
Gamba 8’
Vox coelestis 8’
Principal 4’
Rohrflote 4’
Nasat 2 2/3
Flote 2’
Flageolett 1’
Sesquialtera 2f.
Scharff 3f.
Vox Humana 8’
Dulzian 16’
Tremulant

При написании статьи автор опирался на информацию из Википедии и с сайта католической общины http://catholic-vnov.ru/sekr.htm.
Выражаю благодарность Ришарду Сварцевичу за ценные исторические сведения и настоятелю храма священнику о. Алексею Шахову за рассказ о возрождении органного музицирования  в Великом Новгороде.

Юлия Лотова