Полифония линии и звука

В Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга прошел XI международный фестиваль «Романтический орган белых ночей»

Его традиционное время — обычно в июне-июле, но в этот раз он был «потеснен» Международным конкурсом имени П.Чайковского, часть которого проходила в Большом концертном зале Капеллы . Тем не менее праздник органной музыки состоялся, вобрав и события Камерного фестиваля «Музыкальные цветы».

Первая программа привлекла необычным форматом: «Орган и каллиграфия» (с подзаголовком – «Полифония линии и звука»). Солисты: Владимир Шляпников (орган-позитив), Сергей Гасанов (китайские музыкальные инструменты гучжэн, эрху, дицзы), Петр Чобитько и Ло Лэй  — каллиграфия. Координатор проекта — Алексей Родионов. Отметим сразу, что этот концерт был предельно креативен. Как отметил один из ведущих каллиграфов России Петр Чобитько, «и на Востоке и на Западе утверждали, что  у музыки и каллиграфии много общего. Ритм, мелодичность, тональность присущи и музыке и каллиграфии. Поэтому высказывание, что музыка это ожившая каллиграфия, а каллиграфия –  это застывшая музыка, не просто красивая фраза. Звуки создают для слушателя музыкальный образ, каллиграфия – зрительный. Для усиления музыкального образа использовались разные средства, например:  воскурение благовоний, особое освещение, создание цветовых эффектов. В этом концерте сделана попытка соединить живой звук органа и живую каллиграфическую линию, чтобы восприятие могло перейти на качественно другой уровень. Слушая музыку, вы можете пойти вслед за линией, как говорили древние даосы и спонтанно войти в состояние медитации».

В первом отделении под тонкое изысканное звучание органа-позитива фирмы «Ойле» рука российского каллиграфа Петра Чобитько создавала волшебные линии и краски музыкальных образов разных композиторов: Генделя, Баха, Моцарта, Варламова… Притушенный свет, тончайший аромат благовоний рождали волшебный и сказочный мир красоты.

Второе отделение было отдано китайскому каллиграфу. Ло Лэй – один из известных мастеров данного искусства. Его техника и владение кистью поражают. На старинных китайских музыкальных инструментах Сергей Гасанов создавал фон для каллиграфии стихов древних поэтов Китая. И как контрастировали: звучание органа и древних китайских инструментов, пластика линий славянской каллиграфии и четкость и рельефность китайской… Но, в конечном счете, все это погружало слушателя в древние духовные практики-медитации.

Следующий концерт,  «Очарование Белой ночи», соединил Юлию Орлову (гобой, английский рожок) и Елизавету Панченко (орган-позитив). Звучала музыка Баха, Вивальди, Альбинони, Марчелло, Бозза, Шварца. Орган звучал и соло и в ансамбле. Разнообразная стилистика программы, удачные транскрипции для органа сочинений Альбинони, Шварца, Роба Паттинсона, сделанные Елизаветой Панченко, вызвали теплый прием у слушателей.

Третий вечер прошел в Большом концертном зале Капеллы. Оригинальную программу «Балетомагия» исполнила заслуженная артистка России Людмила Голуб (Москва), представив транскрипции для органа популярных оркестровых номеров известных балетов Глинки, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича.

Органистка искусно подобрала регистровку, во многом идентичную симфоническому оригиналу, выявила все разнообразие эмоциональных состояний сочинений каждого композитора, технически свободно справилась с неудобствами той или иной фактуры сочинений. Мастерство артистки высоко оценила петербургская публика. В заключение можно сказать, что концерты фестиваля удачно представили три направления органного искусства: большой концертный виртуозный стиль, камерное ансамблевое музицирование и креативный эксперимент. Емкие, интересные комментарии профессора Владимира Шляпникова, сопровождавшие все концерты, «раскрыли» идеи артистов слушателям, создав атмосферу сопричастия.

Елена Шарпило