«Орган – это…»

В Белгородской государственной филармонии собрались участники органной секции СКОР

В своем обзоре Ирина Андреева, директор Концертного зала органной и камерной музыки «Родина» Челябинской филармонии вспомнила, как все начиналось. В 2016 году состоялось совещание СКОР в Сочи, где обсуждалась тема «Органное искусство и его влияние на формирование культурной среды региона» в рамках празднования 30-летия сочинского органа. И вопрос, поставленный Генеральным директором Челябинской филармонии А.Н. Пелымским, прозвучал так: «Создание органной секции СКОР как средство в решении вопросов взаимодействия и развития органного искусства и актуальность проведения мониторинга органных залов в России».

Ирина Андреева

С той поры секция активно работает. Совещания органной секции СКОР уже прошли в Челябинске, Петрозаводске, Белгороде.  В орбиту внимания попали не только органисты и залы, но и органные мастера, для которых в Челябинской филармонии и в Санкт-Петербургской Капелле провели семинары-практикумы. В мае 2018-го в Челябинск приезжал представитель фирмы «Герман Ойле» и повышал квалификацию российских коллег из 13 городов. А в Петербурге наш Юрий Зотов делился секретами «интонировки труб лабиальных регистров». В мае 2020 года планируется продолжение общения, уже по вопросам настройки язычковых труб. А в октябре 2020  эстафету проведения органной секции СКОР принимает Кафедральный собор в Калининграде! Ирина Андреева также напомнила, что Челябинская филармония инициировала и финансово поддержала второе издание энциклопедии «Органы России» (авторы-составители Е.Д. Кривицкая и П.Н.Кравчун). А также поделилась планами о составлении буклета «Органисты России».

Главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», профессор Евгения Кривицкая акцентировала внимание аудитории на необходимость укреплять престиж профессии «органист» и предложила подумать о специальной премии, которая бы подняла статус этого направления в исполнительском искусстве. «С начала XXI века интерес к органу в России  значительно вырос: установлены и продолжают строиться новые инструменты, открываются новые органные залы. Благодаря развитию мультимедийных технологий появилось новое поколение электронных органов, что позволило осуществить серьезный прорыв в образовании: теперь игре на органе обучают во многих ДМШ и ДШИ, с 7-8 лет.

Евгения Кривицкая

Однако в реальной концертной практике органист в табели о рангах сольного исполнительства занимает далеко не первые позиции, уступая пианистам, струнникам, даже исполнителям на деревянных духовых», – подчеркнула Е. Кривицкая.

Органист Белгородской филармонии Тимур Халлиулин высказал свой взгляд на репертуар органных концертов. «Интернет, телевидение “воруют” публику из концертных залов. Но мы не должны закрывать глаза на это, открещиваться. Важно взглянуть на органный репертуар шире, в союзе инструмента и других видов искусств, к примеру. В программах могут появляться и джаз, и рок, и саундтреки. Мир жесток, и не прощает стагнации. Если только поддерживать традиции, можно выпасть из своего времени», – считает молодой артист. Тем не менее, в Белгороде не забывают о пропорциях: классика составляет 90 процентов, на эксперименты отводится оставшиеся 10%.

Его рассказ продолжила лектор-музыковед БГФ Наталья Гирявенко, поделившись опытом составления и проведения органных программ для детей. Сложность этого направления в том, что часто школьники, посещающие такие концерты «в нагрузку», как часть учебно-воспитательной работы, не готовы к встрече с музыкой, с органным искусством. И приходится «изобретать» темы и подходы, чтобы «завоевать» и увлечь сложную аудиторию. В Белгороде, кажется, нашли алгоритмы для таких ситуаций. Концерты длятся 40 минут (как урок в школе), сольное звучание «разбавляется» ансамблями. Обязателен сюжет в программе и комментарии к каждому сочинению и, главное, общение с органистом после окончания. Возможность задать вопросы, подойти к органу, даже заглянуть внутрь (что очень интересно, так как за фасадом скрывается целый лес труб в несколько этажей) располагает и заинтересовывает ребят, и они потом могут вернуться вновь, уже как слушатели серьезных вечерних концертов.

В Органном зале Белгородской филармонии: «Классика — это классно!»

Остается поражаться Н. Гирявенко и Т. Халиуллина, чья фантазия кажется неисчерпаемой. Так, в сезоне 2016-17 состоялась серия концертов под слоганом «Орган – это…» (вечно, романтично, современно), что позволило охватить и высокую классику, и кроссовер, использовать в последнем случае световые эффекты, подходящие для фрагментов из мюзиклов и блокбастеров. В сезоне 2017-18 темы строились иначе: «Зоологический концерт» (к Году экологии и в России), «Интерактивный концерт» (с инстаграм-викторинами и пр.), «Органная педаль». В сезоне 2019-20 в абонементе две программы: «Торжество черных и белых клавиш» (орган, клавесин, рояль) и «Орган и музыка кино».

Детские концерты проходят и в качестве разовых акций – во время экскурсий по филармонии школьников, приезжающих из области, специально для детей с особенностями развития, а также в формате коротких, 30-минутных концертов для малышей-дошкольников.

В целом, это выглядит стройной системой, поэтапно готовящей ребенка к пониманию и восприятию эстетики «короля инструментов».

Владимир Хомяков в Крыму

Обсуждалась и тема «передвижного» электронного органа, что актуально и для филармоний, не имеющих пока возможность установить духовой инструмент, и для тех, кто хочет «подтягивать» малые города до столичного уровня. И.Андреева, в частности, рассказала о недавних гастролях в Крыму, куда был привезен из Челябинска на специально купленной филармонической машине орган фирмы «Johannus». Это – пример того, как можно продвигать органную культуру не на словах, а в реальных делах.

Участники заседания Органной секции СКОР

Лидия Ордынская