Органные вибрации в эфире

«Серебряные гласы Северной Венеции» – издательский проект, посвященный органной культуре Санкт-Петербурга. Его автор – профессор Владимир Шляпников, чье многолетнее служение и преданность органу, а также родному городу, не могут не вызывать глубокого уважения и давно по заслугам оценены обществом.

Обложка издания «Радиовитражи»

Концепция проекта, имеющего подзаголовок «Радиовитражи», включает визуально-вербальную и аудио части. В разработке и осуществлении замысла принимала участие журналистка Ирина Ратникова, ставшая соавтором проекта. Первая часть – это книга, где помещены три фундаментальные статьи, которые вместе очерчивают парадигму органной истории в городе на Неве. Истоки ее описаны в эссе «Два слова об органе в России» корифея критической мысли В.В. Стасова, где повествование доходит до 1856 года (момента публикации статьи). Подробный обзор В. Шляпникова «Три слова об органе или “Органная Атлантида” Петрограда-Ленинграда» охватывает конец ХIX и XX столетие. Автор погружает читателей в широкий контекст и водоворот событий Октябрьской революции, когда орган секуляризируется и получает постоянную прописку в концертном зале; описывает эволюцию исполнительской и педагогической школ в течение всего прошлого столетия. Поднимает вопросы слушательского восприятия, анализируя, в чем же заключается специфическая особенность органа. «Отличие состоит в том, – считает профессор Шляпников, – что в восприятии многих слушателей богатейшие тембровые и динамические возможности органа как бы отодвигают на второй план индивидуальность исполнителя, его технику, умение воплотить музыкальный образ. Может быть, именно поэтому, направляясь, например, на фортепианный или симфонический концерт, слушатели шли “на Рихтера” или “на Караяна”, когда же они направляются на органный вечер, идут обычно “на орган”. Действительно, орган благодаря своим уникальным возможностям зачастую позволяет неумелому исполнителю “спрятаться” за внешне эффектным звучанием инструмента. Это затрудняет оценку исполнительского мастерства органиста не только недостаточно подготовленными слушателями, но и высочайшими профессионалами».

Владимир Шляпников

По мнению В. Шляпникова, «органная музыка может и должна стать фактором приобщения широких слоев публики к высоким художественным образцам музыкального искусства. Необходимо учить публику смотреть на органное искусство не как на диковинку, моду, экзотику, психотерапию, но как на искусство, дающее разнообразные и глубокие впечатления, сродни симфоническому, оперному, скрипичному. Большую роль могут сыграть просветительские семинары, лекции, факультативы. Основная их цель – воспитание знающего, грамотного, правильно ориентирующегося в ценностях органного искусства слушателя. Но главное – наш слушатель всей душой любит орган и органную музыку. И это значит – органному искусству в Санкт-Петербурге жить и процветать!» Статья была приурочена к 300-летию города, и ее повествование останавливается на этом рубеже.

Многие годы Владимир Шляпников связан с органом Академической Капеллы Санкт-Петербурга, отвечая за репертуарную стратегию органных концертов и приглашение интересных исполнителей нашего времени. Кстати, их отзывы бережно собраны и опубликованы в книге «Серебряные гласы Северной Венеции». Среди множества проектов В. Шляпнкиова отметим масштабный международный фестиваль «Три столетия органной культуры Санкт-Петербурга» (также к 300-летию города), который длился восемь месяцев и охватывал все органные точки Петербурга и Ленобласти, а центром стала Капелла с ее историческим органом фирмы «Валькер».

Орган Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Поэтому логично, что в книге помещена статья «Орган Валькера в Академической Капелле Санкт-Петербурга» известного специалиста в области акустики и истории органостроения, эксперта в данной сфере Павла Кравчуна, который рассматривает судьбу этого уникального исторического инструмента, этапы реставрации, проходившей уже в третьем тысячелетии. Публикации сопровождаются иллюстрациями и редкими фото из личного архива В. Шляпникова и П. Кравчуна.

Вторая часть проекта дополняет первую: это аудио-приложение, четыре компакт-диска, также представляющие художественно-исторический материал. В них собраны интервью Владимира Шляпникова различным радиостанциям – Радио России, Радио «Санкт- Петербург», радио «Мария», радио «Вариант», «Трансмировое радио» и другие. Захватывающе интересны сюжеты посвящены «крестителю» русского органного искусства князю Владимиру Одоевскому. На последнем диске собраны записи с концертов органных фестивалей в Зеленогорске и Выборге. Характеризуя идею издания в целом, необходимо подчеркнуть его очевидную просветительскую ценность.

Издание «Радиовитражи»

По словам Владимира Шляпникова, «в основе “Радиовитражей” лежит стремление зафиксировать состояние и проблемы органного искусства Северной Пальмиры конца 1990-х – начала 2000-х годов». И автору безусловно удалось создать красочную, захватывающую многими деталями и историческими фактами картину.

Евгения Кривицкая