Всемирная история органной музыки в звуках

Обложка первого диска бокс-сета «Всемирная история органной музыки»

Диски с записями органной музыки, выпущенные в России, до сих пор редки и малочисленны. Причина в сложности процесса звукозаписи «короля инструментов», требующего особого искусства расстановки микрофонов и сведения баланса. Кроме того, большинство произведений органного репертуара совершенно выпадает из поля так называемой «популярной классики». Токката и фуга ре минор Баха, разумеется, не в счет.

Тем ценнее и значительнее факт выпуска бокс-сета из 5 дисков «Всемирная история органной музыки», подготовленного Центром русского музыкального искусства и его президентом профессором Владимиром Шляпниковым. Собственно все, что представлено в этой коллекции, вначале было сыграно в рамках одноименного абонемента, проходившего в течение сезонов 2009 – 2011 годов в прекрасном зале Капеллы Санкт-Петербурга на Мойке. Владимир Шляпников курировал проект от момента формирования программ и приглашения артистов до записи концертов, отбора наиболее удачно исполненных произведений и их компановки в диски.

В содержательном буклете уточняется, что импульсом для этого проекта  «послужили “Исторические концерты” Антона Рубинштейна. Прекрасная реставрация-реконструкция органа Капеллы как нельзя лучше способствовала этому замыслу. Орган Капеллы — один из лучших образцов немецкого романтического органостроения. Но сейчас ему доступны все звуковые миры разных стилей. На дисках представлены записи органа в разные периоды времени: до реставрации 2006 года и после. Так, например, на Диске №1 Прелюдия и фуга ми-минор и Токката ре минор И.С. Баха запечатлены за несколько дней до начала полного демонтажа органа перед его реставрацией на немецкой фирме “Hermann Eule”».

Следует отметить, что практически все записи велись с концертов, и в бокс-сете представлен live-формат, сохраняющий дыхание зала, нервное напряжение и энергетику солистов. Он издан при поддержке руководства Капеллы Санкт-Петербурга.

«Всемирная история органной музыки». Диск 1

Если «пробежаться» по репертуару, то на первом диске записаны сочинения композиторов трех эпох: Баха, Франка, Сен-Санса, Мессиана. Второй диск посвящен немецкому барокко и классицизму от Брунса, Букстехуде до Гайдна, Моцарта и Бетховена. Третий диск отдан немецкому романтизму: Мендельсон, Лист, Регер, Шуман, Брамс, Райнбергер. Четвертый объединяет французскую, английскую, итальянскую романтическую музыку на примерах сочинений Видора, Гильмана, Жигу, Боэльмана, Босси, Элгара. Наконец, пятый диск репрезентирует «экзотику»: органные опусы и транскрипции музыки американских и японских композиторов – Барбера, Брубека, Джоэла, Цукамото, Мияги и других. Остается пожалеть, что в антологию не попали славянские композиторы, чтобы идея обрела цельность и завершенность.

Бокс-сет привлекает внимание не только широтой репертуара, но и именами исполнителей. По сути, тут запечатлено искусство прежде всего российских органистов начала XXI века, и это, конечно, придает огромную ценность собранию. На дисках записи Нины Оксентян, Владимира Шляпникова, Заряны Скульской, Анастасии Сидельниковой, Алексея Курбанова, Ольги Котляровой, Евгении Кривицкой, Лады Лабзиной. А также в антологию попали некоторые известные зарубежные органисты: Винфрид Бёниг, Эндрю Дьювар, Батист-Флориан Марль-Уврар, Хироко Иноуэ. Перечисляю без регалий и подробностей биографий, так как каждый – значительная персона со своей историей и следом в искусстве.

И, конечно, все органисты обладают индивидуальным слышанием и ощущением органных тембров, музыкальной фразы, так что возможности исторического инструмента Капеллы раскрываются во всей красе. На дисках преобладает сольное звучание, тем ценнее вкрапления ансамблевых номеров, в которых приняли участие певицы Елена Яскунова, Яна Иванова и гобоист Артем Трофименко.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

«Орган Капеллы – музыкально-архитектурный раритет России. Для русской музыкальной культуры он бесценен, как бесценны инструменты великих итальянских мастеров – Амати, Гварнери, Страдивари. Но орган Капеллы – это не только инструмент-памятник, это и духовный капитал, открывающий путь к Истине, Вере и Красоте». Бокс-сет «Всемирная история органной музыки» – тоже об этом, о вечных ценностях и служении Музыке, над которой не властны никакие человеческие катаклизмы.

Лидия Ордынская