Вышел новый том нотной антологии «Три столетия органной музыки Северной Пальмиры»

Орган Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Сборник издан Санкт-Петербургским государственным институтом культуры. Инициатором и автором-составителем всех трех томов является профессор, концертирующий органист и музыкальный деятель Владимир Шляпников.

Антология выстроена по хронологии – из XIX века в наши дни. Третий том посвящен современным петербургским композиторам XXI века. Он состоит из сольных сочинений, ансамблевых произведений для голоса и органа, валторны и органа, транскрипций вокальных и оркестровых сочинений таких авторов как Г. Корчмар, А. Пономарев, Е. Петров, С. Нестерова, В. Сапожников, В. Круглик, А. Курбанов, С. Лаврова, Е. Панченко, В. Плешак, И. Остромогильский, А. Изосимов, Н. Волкова.

«Период Новой России – XXI век – это широкий спектр тем и музыкальных образов в творчестве композиторов. Религия и Космос, Эзотерика и Политика, Быт и многое другое, – считает Владимир Шляпников. – Во всем – разнообразие жанров и форм, овеянных блистательными “витражами” композиторского вдохновения, в котором и “бездна звезд”, и математическая стройность контрапунктов».

Текст представляет карт-бланш исполнителю: в предисловии уточняется, что «редактор не внес никаких изменений в авторский текст, считая его неприкосновенным. На сегодняшний день органная сцена Санкт-Петербурга обладает довольно разнообразным инструментарием, поэтому говорить о каких-то моделях и схемах регистровки представляется излишним, поскольку это вопрос конкретного инструмента. Подчеркнем основное положение: талант, фантазия, слуховой опыт, акустика зала, инструмент определяют то или иное в выборе регистрового плана».

Обложка Третьего тома сборника «Три столетия органной музыки Северной Пальмиры»

Антология перекидывает мостик в конец XIX века, когда аббат Жозеф Жубер (г. Люсон, Франция), создавая восьмитомную антологию «Современные мастера органа», обратился к российским, в частности, петербургским композиторам с просьбой написать сольные сочинения для органа. Откликнулись многие, в том числе А. Глазунов, Ц. Кюи, С. Ляпунов, Л. Николаев….

Как отметил в своем приветствии Председатель Союза композиторов Петербурга Григорий Корчмар, «продолжая традиции своих предшественников, современные композиторы Санкт-Петербурга разных поколений в XXI веке нередко создают сочинения для сольного и ансамблевого органа. Обширный круг тем, которые затрагивают авторы, – это результат нового видения мира. Инструмент с тысячелетней историей и сейчас очень актуален. Ему доступны и тонкие движения человеческой души, и пространственные космические картины нашей Вселенной. Безграничные возможности “Короля инструментов” – залог вечно ищущей и живой композиторской фантазии, устремленной в Будущее».

Евгения Кривицкая