За створками

Путевые заметки Юлии Лотовой об органе Челябинской областной филармонии

Орган «Hermann Eule» Зала органной и камерной музыки «Родина» (Челябинск)

Недавно мне посчастливилось побывать на гастролях в Челябинске. Судьба органа, который справедливо считают одним из лучших в России, меня «зацепила». История вполне «в духе времени», когда в начале 1990-х начали отдавать верующим храмы для проведения богослужений. Это относится ко всем без исключения конфессиям: католикам, лютеранам, православным. В Москве это был костел на Малой Грузинской, Кафедральный собор свв. Петра и Павла на Китай-городе… В ряде случаев этот процесс происходил мирно, но были и драматичные истории, как, например, в Челябинске. В своем рассказе я постараюсь избежать эмоций, и лишь изложить фактический материал о судьбе и устройстве инструмента.

Итак, орган Челябинской филармонии. Каков он? Каждый из его 37 регистров обладает индивидуальностью и при этом прекрасно сочетается с остальными голосами. Орган имеет свое запоминающееся «лицо» и располагает возможностями для исполнения самой разнообразной музыки при наличии должного вкуса и изобретательности органиста. Орган находится в отличном состоянии благодаря заботам органного мастера, который следит за инструментом с момента его монтажа в 1987 году, то есть уже более 30 лет. Это народный артист России, Владимир Хомяков, он же – главный органист зала. Непросто сложилась судьба инструмента. Первоначально он был установлен в помещении православной церкви, реконструированном здании бывшего храма Святого Александра Невского на Алом поле, который восстановили из весьма плачевного состояния с учётом акустических параметров, рекомендованных фирмой-изготовителем органа: «Hermann Eule» из Саксонии, в городе Бауцен, Германия.

Храм Святого Александра Невского на Алом поле

Уже в 90-е годы стал подниматься вопрос о возвращении здания храма православной церкви. История эта длилась около 20 лет! Не смотря на протесты специалистов и общественности, отстоять здание не удалось, и в апреле 2010 года было принято решение освободить храм. В ноябре 2013 году было официально объявлено о прекращении концертов. Органу пришлось «переезжать» в специально перестроенное под Концертный зал здание бывшего кинотеатра Родина. Название решили не менять и теперь это – Зал органной и камерной музыки «Родина». Каждый, кто хоть немного знаком с устройством этого сложнейшего музыкального инструмента, поймёт, что перенос органа из одного помещения в другое – очень сложное и болезненное для инструмента предприятие. Однако, благодаря энтузиазму В. Хомякова и его твердой убеждённости во что бы то ни стало сохранить инструмент, орган занял новое, достойное место, хотя его звучание, безусловно, стало иным, чем в зале на Алом поле. Первый концерт на новом месте состоялся 25 декабря 2014 года.

Зал органной и камерной музыки «Родина»

Итак, орган «Hermann Eule» op. 535 первоначально имел 37 регистров, три мануала, педаль, 2504 трубы. В 1998 году в ходе профилактических работ фирма «Eule» усовершенствовала трактуру, заменила педальный регистр Clarine 4′ на Trompete 8′.

Орган «Hermann Eule»

В 2014 году орган перенесён в здание кинотеатра Родина. Перенос выполнен при участии мастеров фирмы «Herman Eule». Как пишет В. Хомяков в своей книге «Орган без границ», «после переноса орган был существенно модернизирован. Он приобрел новый шпильтиш, компьютер, позволяющий запомнить 10 000 регистровых комбинаций. Установлены два новых регистра Xylofon и Celesta. Впервые в России при модернизации органа была создана возможность изменения исполнителем давления в воздушной системе органа за счёт управления дроссельной заслонкой с помощью специальной педали (Winddrossel)». В настоящее время в пульте органа имеется отдельная (в виде регистровой) рукоятка, дающая возможность выключать мотор органа, не выключая компьютера (№ 83 «Wind ab»), благодаря чему можно достигать эффекта постепенного затухания звука труб органа. Справа над педальной клавиатурой расположена педаль (аналогичная швеллерной и педали Crescendo), дающая возможность постепенно закрывать и открывать заслонку в воздуховоде, подающему воздух от мотора к главному меху: Winddrossel.

О. Янченко «Медитация», исполняет Владимир Хомяков

Второй мануал оснащен швеллером, толстые стенки которого позволяют достигать большой глубины динамики. Регистры третьего мануала забраны в «шкафчик», расположенный непосредственно над головой органиста. Створки можно приоткрыть или полностью распахнуть в зависимости от желаемой громкости звука. Орган невероятно удобен, с ним легко «договориться», найти общий язык. Играть на нем – истинное удовольствие!

Я выражаю благодарность Владимиру Викторовичу Хомякову за разъяснения и предоставленные фотографии. Информацию об истории и устройстве органа можно найти в энциклопедии «Органы России» (авторы-составители Е.Д. Кривицкая и П.Н. Кравчун, Москва: издательство «Композитор», 2016. С. 226) и в упомянутой книге В.В. Хомякова «Орган без границ» (Челябинск, 2017).

В качестве постскриптума можно добавить, что за всё время, прошедшее с момента передачи храма верующим, там ничего не изменилось. Здание снаружи выглядит несколько «запущенным», внутри службы проводятся в совсем небольшом помещении у входа. Основная часть «зала» (в прошлом, зала органной музыки) отгорожена, и не очень похоже, чтобы там проводился какой-то ремонт. И большое счастье для органа, и для публики, что стараниями Владимира Хомякова и руководства Челябинской филармонии были выделены деньги на восстановление и реконструкцию здания бывшего кинотеатра «Родина» для нового зала – ныне «Зала камерной и органной музыки».

Юлия Лотова